Хореографию в спорте начали использовать достаточно давно как один из методов подготовки спортсменов высокого класса в видах, где достижение результата связано с высокой культурой движений. Под влиянием занятий хореографией у спортсменов воспитывается музыкальность, ритмичность, координация, устойчивость, умение выполнять движения чисто, четко и элегантно. Благодаря упражнениям хореографии у спортсменов формируется правильная осанка, приобретается так называемое «чувство позы».
Под хореографической подготовкой в спорте принято понимать систему упражнений и методов их воздействия, направленных на воспитание культуры и выразительности движений. Понятие хореография охватывает все, что связано с искусством танца ( choreia — пляшу, grafia — пишу) классического, народного, историко — бытового, современного (Лисицкая, 1984).
В настоящее время содержание хореографической подготовки в гимнастике значительно расширилось и включает в себя, кроме элементов непосредственно хореографии, движения свободной пластики (волны, взмахи, расслабления, ужинные движения), специфические, не «балетные», прыжки, повороты, элементы джаз-гимнастики и др. Развитие видов спорта, связанных с проявление культуры движений (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, спортивная аэробика, синхронное плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте и другие), значительно обогатило арсенал средств хореографической подготовки, позволило несколько отойти от строгих канонов и школы классического танца.
Однако когда говорят о хореографии в гимнастике, прежде всего, подразумевают классический экзерсис — школу балетного искусства, создаваемую столетиями, школу, в которой нет ничего лишнего, случайного, ненужного. Вся тема классического экзерсиса построена на целесообразно подобранных, систематически повторяемых и постепенно усложняющихся упражнениях, в результате выполнения которых тело становится легким, гибким, послушным, а движения приобретают грациозность, пластичность и эстетическую законченность.
Хореографическая подготовка в гимнастике тесно связана с технической подготовкой и является составной частью учебно-тренировочного процесса. Трудно провести грань, разделяющую эти два вида подготовки, так как в процессе совершенствования, например, прыжков, поворотов, махов и других движений, одновременно шлифуется и техническое мастерство исполнения вольных упражнений или упражнений на бревне. Выразительная окраска движений рук, головы, всего тела, осмысленность и законченность позы позволяют получить премию и виде надбавки к оценке за исполнительское мастерство и артистизм.
Следует сказать, что хореографическая подготовка в гимнастике имеет ряд специфических особенностей, связанных как с различными целями и задачами, так и с несколько иной техникой выполнения некоторых хореографиче- ских элементов в балете и гимнастике. Поэтому не рекомендуется переносить в чистом неизменном виде все средства и методы классического экзерсиса в систему хореографической подготовки гимнасток.
Рассмотрим некоторые особенности хореографической подготовки в гимнастике:
- тренеру-хореографу приходится постоянно сталкиваться с дефицитом времени, отведенным на обучение хореографическим упражнениям и их совершенствование. На тренировочном занятии хореографии уделяется не более 30—60 минут;
- при подборе средств и методов хореографической подготовки в гимнастике следует учитывать более ранний возраст детей, которые начинают заниматься спортом, и соответственно более ранний возраст достижения мастерства. Если артист балета только к 18—19 годам начинает свою артистическую карьеру, то многие гимнастки в этом возрасте уже заканчивают ее или находятся в расцвете спортивного мастерства;
- учебный материал по хореографии должен быть максимально приближен к требованиям гимнастики. Например, в школе классического танца существует большое количество разновидностей tendu battement — движений, выполняемых преимущественно стопой и голенью. Не умаляя важности этих упражнений, часть из них можно заменить более типичными для гимнастики, например, амплитудными махами в сочетании с выпадами, наклонами и т. п. Особенно это касается занятий со старшими спортсменками, у которых уже выработан навык чистоты и точности движений ног;
- особенности гимнастического стиля накладывают отпечаток на технику выполнения движений. Например, применение позиций ног в хореографической школе без соблюдения выворотности не дает нужного результата. Выворотное положение ног в балете вызвано анатомическими и эстетическими причинами. Устранение костного препятствия за счет супинации бедра и голени дает возможность очень высоко отводить ногу. Только при выворотном положении ног создаются линия и рисунок классического танца, отвечающие законам эстетики. С другой стороны, правильные (принятые в хореографии) позиции ног, используемые в вольных упражнениях или на бревне, противоречат спортивному стилю. В гимнастике не всегда целесообразно добиваться предельной выворотности ног. Во многих гимнастических и акробатических упражнениях требуются невыворотные позиции ног с параллельным или последовательным (одна за другой по одной линии) положением стоп. Такая постановка стоп используется при выполнении большинства упражнений на бревне;
- округленные позиции рук, требуемые в хореографии, редко используются в гимнастике, а мягкие, плавные движения руками мешают четкому выполнению приземлений после соскоков со снарядов или завершению акробатических элементов. При выполнении большинства упражнений на бревне используются выпрямленные, несколько напряженные положения рук;
- требования вида спорта к выполнению прыжков с максимальной амплитудой повлияли на форму и технику многих прыжков, скорее приблизив их к мужским прыжкам в балете. Кроме того, различия в технике выполнения отталкиваний в прыжках у балерин и гимнасток обусловлены использованием в балете специальных туфель (пуантов). Твердая подошва и носок не позволяют выполнить отталкивание «с пальцев», т. е. перекатным движением с пятки на носок и финальным усилием мышц — сгибателей и разгибателей пальцев;
- классический экзерсис базируется на основе строго установленной последовательности упражнений. В гимнастике возможна некоторая свобода интерпретации установленных канонов, особенно в работе со старшими гимнастками. Так, на этапах специализированной базовой подготовки и подготовки к высшим достижениям в уроки хореографии можно включать элементы свободной пластики, связки и элементы из вольных упражнений, элементы малой акробатики*, партерные положения и т. п.;
- в настоящее время многие тренеры-хореографы включают в хореографическую подготовку стилизованные положения рук, ног и туловища, заимствованные из современных танцев, джаз-гимнастики, брейк-данса, что диктуется веяниями моды и современным развитием гимнастики.
Подводя итоги, нужно отметить, что применение различных средств хореографии будет эффективно в том случае, если тренер-хореограф не только хорошо знает основы танцевального искусства, но и учитывает особенности того или иного вида спорта.
Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике.: Олимпийская литература, 2009г.