Главная » Баскетбол » Полезная информация » Требования к уровню подготовки детей

Требования к уровню подготовки детей

Требования к уровню подготовки детей  при реализации программы дополнительного образования по баскетболу

Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей зрелищностью, наличием большого количества тактико-технических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и, в то же время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих специалистов в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития.

Баскетбол — одна из самых популярных игр в нашей стране и во всем мире. Интерес к нему с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть еще одно ценное качество — он универсален. Так систематические занятия баскетболом оказывают на организм детей не только всестороннее физическое развитие, но и повышает умственную работоспособность, снимает  утомление, возникающее в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как: умение подчинить личные интересы интересам команды, коллектива; взаимопомощь, чувство долга, решительность.

Цель программы заключается в гармоничном физическом и морально-нравственном развитии личности учащегося, воспитании из них достойных представителей своего народа, патриотов своей Родины, сознающих ценность явлений жизни и человека.

Поэтому, и тренер и учащийся должны постоянно быть в современном ритме изучения всех элементов баскетбола, его тактики и совершенствования игры в целом. Как сказал родитель баскетбола Джеймс Нейсмит: «В баскетбол играть легко, но трудно играть хорошо».

Образовательная программа по баскетболу разработана на основе примерной программы для ДЮСШ, СДЮШОР. Авторы составители: академик РАО, доктор пед. наук, профессор Портнов Ю.М., заслуженный тренер России Башкирова В.Г., профессор Луничкин В.Г. и другие специалисты в области образования и спорта. Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Основная цель программы — реализация учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки. Программный материал объединен в цельную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решения основных задач:

обучающие:

— история развития баскетбола;

— освоение техники и тактики игры;

— ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена;

— подготовка инструкторов и судей;

 

воспитывающие:

— воспитание волевых, сильных, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности спортсменов;

 

развивающие:

— способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростноволевых качеств, ловкости и т. д.

 

Выполнение задач поставленных перед спортшколой по баскетболу предусматривает:

—  отбор детей на отделение баскетбола по тестам;

— систематическое проведение практических и теоретических занятий;

— обязательное выполнение учебно-тренировочного плана и переводных контрольных нормативов;

— регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр;

— осуществление восстановительных профилактических мероприятий;

— просмотр учебных фильмов, видеозаписей соревнований квалифицированных баскетболистов;

— прохождение инструкторской и судейской практики;

— использование данных науки и практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.

Обучающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим   учебно-тренировочной и соревновательной работы, т. е. программа рассчитана на многолетнюю подготовку баскетболистов.

Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

Подготовка юных спортсменов предусматривает два направления работы с ними: спортивно-оздоровительное и учебно-тренировочное, включающее три этапа:

—       этап начальной подготовки;

—       учебно-тренировочный этап (начальная спортподготовка ) ;

—       учебно-тренировочный этап (углубленная подготовка).

 

Для более эффективной подготовки юных баскетболистов необходимо:

—       повышение качества отбора детей с высоким уровнем способностей к баскетболу;

—       усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствование навыков выполнения технических приемов;

—       повышение роли и объема тактической подготовки, как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом;

—       осуществление на высоком уровне индивидуальной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр;

—       повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы тренеров и школы в целом. Основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.

Многолетняя подготовка баскетболиста строится на основе методических положений. Прежде всего, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство.

Для достижения этой задачи требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.

Баскетболиста высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается за счет комплексных занятий. Когда происходит дифференциация  подготовленности юных спортсменов, такой подход малоэффективен, поэтому необходимо использовать специализированные тренировочные и короткие соревновательные циклы.

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей юных игроков и модельные характеристики баскетболиста.

Баскетбол — командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Реализация физических качеств должна осуществляться  в зависимости от возрастных особенностей, поэтому подготовка юных игроков связана с индивидуализацией, а именно она осуществляется по нескольким критериям: возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. Нельзя требовать от детей больше, чем они могут на этом возрастном этапе.

Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего их возрасту и физическому развитию. Это будет совершенствовать приемы и действия в режиме, близком к соревновательному.

Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания, в процессе развития, их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом выносливость и т.д.. Тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.

В баскетбольные группы отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности. Прежде всего, это высокорослые дети. Они отличаются и  по темпам полового созревания и по нарастанию физических способностей. Кроме того, юные баскетболисты во всех возрастах отличаются от юных баскетболисток по скоростносиловым показателям, особенно в метании мяча. До 14 лет практически функциональные показатели не отличаются, а потом, по нарастающей идут в пользу мальчиков.

Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Больше включать  упражнений динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения, предлагая эти упражнения изменяя их исходные положения, для вовлечения для их выполнения возможно большей группы мышц, чередовать напряжение с расслаблением, обращать внимание на дыхание (глубокое, ритмичное).

Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, нужно повысить физическую нагрузку ( для выносливости) увеличивая количество повторений, повышая скорость приемов и усложняя перемещение игроков. Если включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения развивающие точность, а затем быстроту.

На этапе начальной специализации юные баскетболисты должны научиться выполнять любые функции в команде. Каждый занимающийся обязан в равной степени научиться точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после этого можно переходить к специализации по амплуа: защитник, крайний нападающий, центровой.

Подводим итог…

Образовательная программа рассчитана на длительный период обучения, на каждом этапе которого систематически проводятся практические и теоретические занятия, контрольные упражнения, восстановительные мероприятия, регулярные участия в соревнованиях. По этапам:

—       спортивно- оздоровительный с  7 до 10 лет;

—       начальная подготовка — 3 года;

—       учебно-тренировочный — 5 лет.

Задачи и требования на каждом этапе соответствуют возрастным способностям и физическому развитию игроков. Поэтому наполняемость групп и контрольные, переводные нормативы соответствуют каждому этапу подготовки баскетболиста,  т. е. учащиеся должны выполнить определенные для каждого этапа подготовки общефизические, специальные, технические и тактические нормативы, выполнить спортивные разряды, участвуя в определенных соревнованиях: первенствах субъектов России, всероссийских, международных и т. д.

Реализация таких принципов как комплексность, преемственность, вариативность позволяет учитывать как возрастные особенности спортсменов, так и требования которые будут предъявлены к ним в будущем.

Ожидаемые результаты по окончанию срока подготовки спортсменов: выполнение 1-го разряда, поступление с высшие учебные заведения, профтехучилища физкультурно-спортивной направленности.

Андренко Л.Н.                                                                              Август  2013 г.

 

 

Список литературы:

Костикова Л.В. «Азбука спорта» М.ФиС, 2001г.

Примерная программа для ДЮСШ и СДЮШОР «Советский спорт» 2006г.

Портнов Ю.М. «Теория и методика баскетбола»